amoit (amoit) wrote,
amoit
amoit

Category:

Феликс Новиков, "По сусекам архива и памяти" и " Между делом"

https://instagram.com/p/BvcJWW0hWxT
Архитектура и градостроение. Это темы, в той или иной степени, интересные всем, поскольку все мы живем среди архитектуры, а когда начинаешь обращать более пристальное внимание на окружающие тебя здания, то тема эта становится сверх интересной и нет ей ни конца, ни края.

Сегодня я скажу лишь пару слов о трех изданиях, которые объединяет не столько тематика, сколько автор - советский, российский архитектор Феликс Новиков.

Глядя на то, как и что строится сейчас в Москве, особенно это касается безликих торговых центров, возведения жилья по программе реновации, дикой по пошлости и непрофессионализму реставрации исторических объектов и зданий не такой уж далекой эпохи 70-х, возьмите хоть здание универмага Бухарест того же Новикова на Каховской улице Москвы, любовь к Москве сохраняется лишь благодаря тем постройкам, которые ничего общего не имеют с сегодняшним временем. А жаль, казалось бы,  все новое должно быть более прогрессивным, уж точно не хуже “старого”, ведь прогресс, как принято думать, идет все время вперед. А получается наоборот. Вместо того, чтобы сохранить то прекрасное, местами даже гениальное, сносят подчистую, либо так уродуют пошлой и непрофессиональной реставрацией те памятники архитектуры, которые являются бесспорным украшением городов уже многие десятилетия. Это касается не только Москвы.

Среди фильмов Сергея Герасимова есть прекрасный, рассказывающий о советских архитекторах. Называется он “Любить человека” и многие из вас его наверняка видели. Вот с таким увлечением, рвением, интересом, глубоким профессиональным подходом, в том числе и в мелочах, работали советские архитекторы. Читая книги Феликса Новикова, мне не раз вспоминался фильм Герасимова. И, пожалуй, одним из наиболее ярких примеров нового, современного и необычного градостроения является Зеленоград. Город-спутник Москвы проектировали и строили лучшие архитекторы своего времени. Молодые, дерзкие, строили в полном смысле этого слова уникальный город будущего, центр микроэлектроники. В советский период город был закрытым. Здесь находились заводы микроэлектроники, своеобразная советская Силиконовая долина. Сейчас это, увы, в прошлом, но дело рук и ума выдающихся архитекторов Феликса Новикова, Игоря Покровского и всей их команды и по сей день радует глаз, а многие из построенных ими уникальных архитектурных объектов и ансамблей, вполне заслуживают статуса памятников архитектуры. Про Зеленоград более подробно я еще расскажу в связи с выходом книги Феликса Новикова, посвященной исключительно строительству этого уникального города, являющегося одним из районов Москвы, и его главному архитектору Игорю Покровскому.

А сейчас могу лишь пригласить вас приехать сюда и посмотреть на МИЭТ (Московский Институт Электронный Техники), за проект которого вся команда разработчиков (архитекторы: Ф.Новиков, Г.Саевич; инженер: Ю.Ионов;часы на главном входе: В.Тюлин, музыка к часам написана Микаэлом Таривердиевым; рельеф (одна из самых значительных по масштабу работ): Эрнст Неизвестный) получила первую премию Всесоюзного смотра архитектуры 1972 года. Я имела удовольствие лицезреть этот уникальный комплекс 6 лет учебы в нем. МИЭТ неоднократно снимался советскими кинематографистами в различных художественных фильмах. Навскидку: помните первые кадры фильма “Расписание на послезавтра”? Это МИЭТ :-) А фильм “Семья Ивановых”, в главных ролях Нонна Мордюкова, Николай Еременко, Николай Рыбников, Олег Видов, вообще снимался в Зеленограде.

Вторым уникальным зданием города является многоквартирный девятиэтажный дом “Флейта”. Могу поручиться, что это здание уникальное и единственное в своем роде и на него тоже стоит взглянуть. Его протяженность 514 метров. Если взглянуть на это строение сверху, то станет понятным, почему архитекторы Феликс Новиков, Игорь Покровский, Григорий Саевич и Николай Мовчан, которые его спроектировали и построили (инженер Юрий Ионов), назвали свое творение именно так.

Третьим, по значимости и уникальности проектом, является комплекс зданий главного Научного Центра микроэлектроники. История его проектирования весьма примечательна и, поскольку, в те времена проектировщики делали ВСЕ, от проектировки самих зданий до внутренней начинки, то этот комплекс интересен еще и своим внутренним наполнением, на котором остановлюсь подробно в рассказе о Зеленограде, после прочтения книги посвященной исключительно этому прекрасному городу.

Дворец Культуры Зеленограда тоже неоднократно снимался кинематографистами, поскольку архитектура и внутреннее исполнение прекрасно подходило для съемок фильмов о космических экспедициях, как в прочем и упомянутый ранее научный центр.

Комплекс зданий на площади Юности, включающий в себя фонтан(увы, снесенный в нарушение закона(!) нынешними городскими управленцами), здание первого городского универмага, первый в городе кинотеатр Электрон, тоже можно увидеть в советском кино, например в фильме “Опекун”.

Уникальных архитектурных зданий здесь много и более подробно и детально, можно будет прочитать про них в книге Феликса Новикова о Зеленограде Игоря Покровского, его главного и бессменного архитектора на протяжении 38 лет!

Что касается данных изданий Феликса Новикова, то мне хотелось бы отметить его литературный талант и сказать о том, что книги замечательно написаны и читаются с большим интересом. Автор подробно рассказывает о своей жизни, семье и многих значимых для него проектах. Единственный минус в адрес крупноформатного издания: идея написания книги в форме интервью не нова и очень неплоха, но фотографии безобразны. Для такого профессионального издания и издательства Tatlin, право слово, надо делать более качественные снимки! Большой плюс - наличие текстов на английском языке.

Я много времени уделила в своем рассказе Зеленограду, своему родному городу, но творения Новикова нас окружают и в Москве: станция метро Краснопресненская, Дворец Пионеров на Воробьевых горах, здание кинотеатра Прогресс и многие другие.

А пока, по традиции некоторые цитаты из трех изданий автора:

- О детских оперных впечатлениях уже было сказано, но теперь интерес был иным, куда более осмысленным. Мы прослушали весь репертуар - все оперы, посмотрели все балеты. И не как-нибудь, а по 5,10,15,20 раз! “Запой” продолжался около трех лет. Каждую неделю закупались билеты на третий ярус балкона, что не мешало нам проникать в партер, и по крайней мере, первый акт смотреть сидя в ближних рядах на местах опоздавших зрителей.

- Не понимаю коллегу, представляющего заказчику или совету варианты. Это значит что он сам не знает, что хочет построить….”Заказчик не должен выбирать! Как он может выбирать? Никогда не говорите с заказчиком об архитектуре. Говорите с ним о его детях”.

- Ясно, что не мое дело воспитывать гражданина. Он студент, им быть обязан. Но ведь архитектор без чести и совести никому не нужен. Вот и приходится, говоря студентам о глубинах нашего искусства, учить их честности и мужеству.

- Наступила пора облицовывать мрамором входной портал МИЭТа, как это имелось ввиду по проекту белым мрамором. Я приехал в Зеленоград и застал на стройке своего главного заказчика с гордостью показывающего мне первые ряды мраморной облицовки. Это был узбекский мрамор газганского месторождения розового цвета с характерным для него рисунком, и это было ужасно. Заказчик смотрел на меня торжествующим взглядом, полагая, что распорядившись на более дорогой материал, он меня осчастливил. А я был в бешенстве. Орал, топал ногами, устроил форменную истерику и тем самым добился цели. Газган был снят. Недаром говорят: “Услужливый дурак, опаснее врага”.

- Я утверждаю, что яркие архитектурные образы извлекаются из воздуха времени.

- Плох тот архитектор, который не хочет возвести себе памятник. И заказчик такой плох. И строитель.

- Никакое сооружение не должно окупаться. Оно есть материальный эквивалент вложенных в него средств.

- С.Чехов и В. Тюлин нашли в тутаевском народном музее колокол XVII века. Его бы подвесить к часам МИЭТа. Директор согласен на обмен. Просит старинное оружие. Узнавший об этом Лев Иофан приносит и отдает авторам великолепное инкрустированное ружье XVII века из личной коллекции. Обмен состоялся. Вот это жест!

- Плоды реставрации, так же, как и плоды разрушений, могут быть одновременно надругательством и над прошлым, и над настоящим.

- В конце 50-х Покровский ремонтировал квартиру. Отправляясь на работу, выдал малярше колера по моде - все стены в разные цвета. Стоя на стремянке и с удивлением разглядывая выкраски, она сказала: “ Ну и фантазия у тебя! Как у кота!”
Tags: libri, russo, книги
Subscribe

  • Интервью пианистки Оксаны Шевченко

    Дорогие читатели, сегодня я хочу представить вам свой новый проект www.pietroburgo.ru Это сайт на итальянском языке, который я посвящаю нежно…

  • "Печники", Виктор Храмов

    Эстетическое наслаждение от каждого кадра!! Восторг от игры любимейших советских актеров. Простая и очень человеческая история. Все это - фильм…

  • Эмир Кустурица "Где мое место в этой истории"

    На этот раз совсем не хочу писать много букв. Кустурица - это целый мир. Гений? Не мне судить, но я его очень люблю. Стоит ли читать его…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments