?

Log in

No account? Create an account

Leggiamo Riccardo Muti / читаем Риккардо Мути

« previous entry | next entry »
Feb. 14th, 2016 | 08:11 pm

verdiMuti.jpg


"Еще одна незабываемая для меня Травиата состоялась 3 июня 1995 года, в вечер памятной забастовки оркестра, объявленной, к моему неведению, в 5 часов по полудню. Тогда я отыграл полностью всю оперу, сидя на сцене за роялем, и это вызвало небывалый резонанс во всем мире.

Я помню переполненный театр и негодующую, в отношении суперинтенданта, публику, который впустил её в театр и теперь она требовала спектакля. Более всех выражала недовольство публика с верхних лож и галерки. Из своей гримерки, по телекамерам, я видел негодующих людей, решивших провести ночь в театре.

Я чувствовал себя униженным, потому что считаю, что отыгрываться на публике - это ошибочная форма протеста.

Я не знал, что делать в сложившейся ситуации, и неожиданно мне пришла в голову мысль проиграть самому всю оперу на фортепьяно. Я вышел к публике и сказал: "Вы видите, что в оркестровой яме нет ни одного музыканта, а дирижер без оркестра практически "немой"". Не Mut-i , а mut-o (muto в переводе с итальянского означает немой). В зале стояла тишина. Вплоть до этого момента, зал неистовствовал по отношению ко всем, сейчас же все, вероятно, ожидали, что закончив фразу, я скажу: "А теперь расходитесь по домам". И тогда разверзся бы ад! И я продолжил: "Если хотите, оперу могу сыграть вам я". Раздался возглас согласия. "Однако дайте мне время...".

Я ушел за кулисы и пошел искать рояль, но он был унесен грузчиками на этаж выше, а самих их не было в театре. Для того, чтобы спустить рояль вниз, понадобилось бы не менее часа времени. К тому моменту Ла Скалу уже, наверное, бы спалили.

К счастью, кто-то мне указал на рояль в гримерных певцов. Я проиграл арпеджио, гамму и понял, что на нем можно было играть, хоть инструмент и не был идеальным, и попросил перевезти его на сцену. Все эти действия мы осуществляли при закрытом занавесе. Но на этом история не закончилась. Как только инструмент оказался на сцене, стало понятно, что он не может стоять на ней неподвижно. Поскольку сцена имела сильный уклон, то рояль тут же начинал скатываться к оркестровой яме. Пришлось звать рабочих сцены, чтобы подложить под ножки инструмента деревянные подпорки. Из-за закрытого занавеса публика лишь слышала "Бум!, бум!", не понимая, что происходит.

Балетная труппа театра не участвовала в забастовке и все танцоры и танцовщицы расселись вокруг инструмента, как в парижской музыкальной гостиной XIX века. Затем, под овацию публики, открылся занавес. Мы начали с прелюдии и продолжили далее.

Возможно, лишь в тот момент я понял, насколько тяжким и трудным было осуществление этой операции. Если бы я сыграл плохо, возмущенные выкрики с галерки мне были бы обеспечены и весь этот хрупкий замок разрушился бы в одночасье. Достаточно самой малости, чтобы разрушить волшебство. Но судьбе в тот вечер было угодно, чтобы все прошло замечательно. Возможно, не без участия самого Верди.

Хор не пожелал участвовать в исполнении, несмотря на то, что не принимал участия в забастовке, сделав его, таким образом, еще более интересным, поскольку певцы могли свободно двигаться по сцене у рояля, импровизируя незамысловатое действие. Опера завершилась под аплодисменты и скандирование моего имени. Несколько часов спустя, эта новость уже полетела по миру."

________________________________________________________________


"Un'altra Traviata indimenticabile fu il 3 giugno 1995, la sera del famoso sciopero dell'orchestra, annunciato a mia insaputa alle cinque del pomeriggio, quando mi ritrovai a suonare per intero l'opera al pianoforte sul palcoscenico, cosa che fece uno scalpore enorme in tutto il mondo.


Mi ricordo il teatro gremito, con il pubblico che inveiva contro il sovrintendente perche' l'aveva fatto entrare e quindi ora pretendeva lo spettacolo. Soprattutto dai palchi e dal loggione urlavano e si agitavano; dal mio camerino, attraverso il televisore a circuito chiuso, vedevo braccia che si protendevano e gente che sbraitava e che aveva deciso di passare la notte in teatro.


Mi sentivo umiliato, perche' ritengo che non si debba mai creare il silenzio: quella di punire il pubblico non e' una forma di protesta giusta.


Non sapevo proprio cosa fare e improvvisamente mi venne in mente di suonare io il pianoforte. Allora affrontai il pubblico, dicendo: " Guardate, la buca e' completamente vuota, un direttore d'orchestra senza orchestra praticamente e' muto...". Non e' Mut-i , e' mut-o. C'era un silenzio in sala... Fino ad allora avevano arlato improperi contro tutti, ora aspettavano che finssi la frase - se avessi detto: "Adesso quindi andate a casa", sarebbe successo un inferno! - e continuai: " Se volete, l'opera posso suonarvela io". Ci fu un urlo di consenso. "Pero datemi il tempo..."


Andai allora dietro le scene e cercai il pianoforte a coda, ma era stato portato dai facchini al piano superiore e i facchini erano andati via: per riportarlo giu' ci sarebbe voluta almeno un'ora... A quel punto probabilmente la Scala sarebbe gia' stata bruciata.


Qualcuno, per fortuna, mi indico un altro pianoforte nei camerini dei cantanti, un mezza coda: suonai un arpeggio, una scala, capii che era possibile usarlo, anche se non era l'ideale, cosi' feci portare il pianoforte in scena, col sipario chiuso. Ma non era finita: subito ci rendemmo conto che il pianofrte non stava fermo perche' la scena aveva una forte pendenza, quindi scivolava verso la buca. Allora chiamammo i macchinisti che dovettero mettere dei pezzi di legno sotto. "Bum! Bum!": il pubblico sentiva queste martellate, chissa' cosa stava accadendo...


Il corpo di ballo non era entrato in sciopero e tutte le ballerine e i ballerini si sedettero intorno al pianoforte come in un salotto ottocentesco a Parigi: era molto bello. Poi si apri il sipario con un'ovazione della gente. Cominciammo dal preludio e andammo avanti.
Forse solo in quel momento mi rsi conto della gravita' e della difficolta' dell'operazione. Se avessi suonato male, qualche grido dal loggione mi sarebbe arrivato e tutto il castello sarebbe crollato: basta poco a interrompere un incanto. Invece il destino volle che tutto andasse perfettamente...probabilmente il buon Verdi intervenne.


Il coro non aveva voluto partecipare all'esecuzione, anche se non era in sciopero, il che la rese forse ancora piu' interessante, perche' cosi' i cantanti erano liberi di muoversi intorno al pianoforte, improvvisare qualche semplice azione. E l'opera fini' tra applausi e gente che sillabava il mio nome. Poche ore dopo, questa notizia stava gia' facendo il giro del mondo."


(Riccardo Muti "VERDI, l'italiano. Ovvero, in musica, le nostre radici" a cura di Armando Torno, casa editrice Rizzoli, 2012, p. 71-73)

Link | Leave a comment |

Comments {26}

cotilina

(no subject)

from: cotilina
date: Feb. 14th, 2016 06:09 pm (UTC)
Link

Вот это да!!

Reply | Thread

amoit

(no subject)

from: amoit
date: Feb. 14th, 2016 06:38 pm (UTC)
Link

Да уж!

Reply | Parent | Thread

cotilina

(no subject)

from: cotilina
date: Feb. 14th, 2016 06:40 pm (UTC)
Link

Как в кино! В сериале "Моцарт в джунглях" тоже такое было - забастовка, потом оркестр не пускали в концертный зал, а они пошли в парк и сыграли! Всё наоборот, но сыграли же!

Reply | Parent | Thread

amoit

(no subject)

from: amoit
date: Feb. 14th, 2016 06:47 pm (UTC)
Link

Надо же! :-)

Reply | Parent | Thread

cotilina

(no subject)

from: cotilina
date: Feb. 14th, 2016 06:48 pm (UTC)
Link

И даже со своим дирижером, он мимо на велике проезжал как раз;-) Родриго его звать)

Reply | Parent | Thread

amoit

(no subject)

from: amoit
date: Feb. 14th, 2016 06:51 pm (UTC)
Link

Ахахххаа! Прелесть какая!! :-)

Чей сериал?

Reply | Parent | Thread

cotilina

(no subject)

from: cotilina
date: Feb. 14th, 2016 06:53 pm (UTC)
Link

вот этот: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=5150004

Reply | Parent | Thread

amoit

(no subject)

from: amoit
date: Feb. 14th, 2016 06:56 pm (UTC)
Link

А мне не показывает :-) Найду в инете по названию :-)

Reply | Parent | Thread

cotilina

(no subject)

from: cotilina
date: Feb. 14th, 2016 06:57 pm (UTC)
Link

Тебя на Рутр. не пускают??? а ты плагин подключила?

Reply | Parent | Thread

amoit

(no subject)

from: amoit
date: Feb. 14th, 2016 07:00 pm (UTC)
Link

Напрямую по клику нет :-) Но зайти могу :-)

Reply | Parent | Thread

cotilina

(no subject)

from: cotilina
date: Feb. 14th, 2016 07:01 pm (UTC)
Link

хорошо.

Reply | Parent | Thread

amoit

(no subject)

from: amoit
date: Feb. 15th, 2016 09:01 am (UTC)
Link

Думала усиленно, что что-то знакомое с оркестром в саду и дирижером, проезжавшим мимо на велике. Сегодня посмотрю :-)

А Тосканини-то каким монстром на репетициях был! Ты поняла, что под текстом ролик с его репетиции?

Reply | Parent | Thread

cotilina

(no subject)

from: cotilina
date: Feb. 15th, 2016 10:13 am (UTC)
Link

Поняла, но в этот раз не смотрела, а раньше смотрела этот ролик, да:-)
А про дирижера на велике - это в последней серии второго сЭзона было)

Reply | Parent | Thread

amoit

(no subject)

from: amoit
date: Feb. 15th, 2016 12:46 pm (UTC)
Link

Все поняла: и первое и второе :-)

Reply | Parent | Thread

Надя

(no subject)

from: dina2304
date: Feb. 15th, 2016 04:09 pm (UTC)
Link

А как другое кино называлось? что-то про Венеру... Ну где они в конце перед пожарным занавесом спели?

Reply | Parent | Thread

Надя

(no subject)

from: dina2304
date: Feb. 15th, 2016 04:10 pm (UTC)
Link

Вспомнила! Встреча с Венерой.

Reply | Parent | Thread

cotilina

(no subject)

from: cotilina
date: Feb. 15th, 2016 04:13 pm (UTC)
Link

я такова не видела, кто там и про што?

Reply | Parent | Thread

Надя

(no subject)

from: dina2304
date: Feb. 15th, 2016 04:15 pm (UTC)
Link

http://intoclassics.net/news/
Хороший фильм:) Неужели не смотрела?

Reply | Parent | Thread

cotilina

(no subject)

from: cotilina
date: Feb. 15th, 2016 04:16 pm (UTC)
Link

нет не видела. он на Погружении есть?

Reply | Parent | Thread

cotilina

(no subject)

from: cotilina
date: Feb. 15th, 2016 04:43 pm (UTC)
Link

Угу, я нашла:-)

Reply | Parent | Thread

Наталья Pamsik

(no subject)

from: pamsik
date: Feb. 19th, 2016 10:47 am (UTC)
Link

Потрясающе! Во-первых, потрясена уже тем фактом, что в Ла Скале были забастовки актёров... как-то это очень некультурно. А во-вторых и в третьих, тем, как повезло зрителям, среди которых оказался такой восхитительный человек!

Reply | Thread

amoit

(no subject)

from: amoit
date: Feb. 19th, 2016 11:30 am (UTC)
Link

Нет, нет, Наташа… бастовал оркестр и певцы хора не стали выступать, а певцы и дирижер как раз-таки и спасли спектакль. Певцы пели под аккомпанемент Мути, который проиграл всю оперу на рояле.

Reply | Parent | Thread

amoit

(no subject)

from: amoit
date: Feb. 19th, 2016 11:47 am (UTC)
Link

А вообще, это (к великому сожалению) распространенная практика в Италии. Ни о певцах, ни о зрителях бастующие не думают.

Сами чуть не попали в подобную переделку два года назад. Я об этом даже написала пост (правда , только на итальянском) о забастовке в оперном театре Генуи - одном из самых знаменитых в Италии. Билеты на спектакль начали продавать за несколько недель до премьеры, премьера Кармен, отличный состав, билеты дорогие (потому, что на премьеру и первый спектакль цены всегда завышены и сильно). Билеты, почти все, были распроданы и за день до спектакля его отменяют, потому что работники театра решили бастовать! При чем здесь зритель, который потратил уйму денег на билеты и многие еще и на дорогу, и на гостиницу (потому что люди едут на премьеру и на определенных исполнителей из других городов и, иногда, даже летят из других стран)?? Певцы репетировали несколько недель. А билеты можно вернуть только в кассе театра и получить за них обратно деньги. То есть, то, что я лечу в Геную специально ради спектакля и потратила деньги на билеты в театр+на самолет+на гостиницу - это бастующих мало волнует. И самое ужасное, что я и деньги за билет не могу обратно получить, если не прилечу-таки в Геную и не прийду в кассу за ними. То есть, лететь мне туда, при любом раскладе, но не за впечатлениями , а за своими же деньгами за билеты от несостоявшегося спектакля. Вот так, по-свински, итальянцы бастуют. И никто меня не убедит в том, что это правильный шаг, потому что в следующий раз при таком хамском отношении к зрителю, я 100 раз подумаю, прежде, чем поехать в этот театр.

Поэтому Мути 100 раз прав! И за такой поступок, который он описал в книге, я его безмерно уважаю не только как великого дирижера, но и как человека и настоящего артиста, уважающего свою публику!

Edited at 2016-02-19 11:51 am (UTC)

Reply | Parent | Thread

Наталья Pamsik

(no subject)

from: pamsik
date: Feb. 19th, 2016 12:03 pm (UTC)
Link

Меня вообще любая форма забастовок, которая отражается на абсолютно непричастных к ним людях, вызывает и раздражение, и непонимание, и крайнее смущение. Вот, например, театр. Это же - театр! За что так обращаться со зрителями? Что они сделали плохого театру? Должны быть какие-то иные формы протеста...
А Мути - именно, вызвал огромное чувство уважения!

Reply | Parent | Thread

amoit

(no subject)

from: amoit
date: Feb. 19th, 2016 12:27 pm (UTC)
Link

Солидарна с тобой, Наташ! И Мути именно так и рассудил. А ведь еще бывает, что в ту же Ла Скалу, люди ночами в очереди стоят за билетом.

Reply | Parent | Thread