?

Log in

No account? Create an account

Leggiamo Riccardo Muti / читаем Риккардо Мути

« previous entry | next entry »
Feb. 5th, 2016 | 07:09 pm

verdiMuti.jpg

"К сожалению, ссылаясь на непреклонность Верди, я породил антипатию по отношению к себе: меня часто упрекали в том, что я дирижер, который желает подчинения певцов и не позволяет им блистать. Но Верди писал не для того, чтобы заставить блистать тенора или сопрано: он писал исключительно потому, что посредством их голосов, хотел выразить свои чувства.


В конце моей жизни я думаю, что эта борьба будет проиграна, но я рад, что вел её, потому что в моем понимании "гордости быть итальянцем" и веры в эту Италию, я все время считал, что наши оперные постановки ни чуть не хуже моцартовских или вагнеровских, прослушивание которых осуществляется с предельным и священным почтением и благоговением: никто не осмелился бы вносить изменения в их партитуры.


Немцы, часто упрекали нас в том, что в музыке мы народ zumpappa'. Но я все время повторяю, что так называемый вердиевский аккомпанемент  не есть "аккомпанемент", а напротив, ноты которые посредством ритмической вибрации должны создать вокруг голоса магию внутренней драматической ситуации.


Нельзя рассматривать только лишь голос, как инструмент экспрессивности/выразительности и к нему добавлять что-то вроде незамысловатого аккомпанемента. Однако, именно так, часто исполняется итальянская опера. Порой, случается читать следующую критику: "Дирижер пытался облагородить вердиевскую партитуру". А нуждается ли тот же Аттила в облагораживании? Аттила является благородной оперой! Я не знаю ни одного вердиевского такта, в котором присутствует хоть один признак вульгарности (если только он не преднамеренный).


Следовательно, вопрос не в том, что кто-то облагораживает то, что таковым не являлось, а в том, что это изначально было исполнено в неблагородной манере.
И эту борьбу я буду продолжать."
__________________________________________________________________________________

"Questo mio riallacciarmi al rigore di Verdi mi ha attirato purtroppo delle antipatie: sono spesso stato accusato di essere il direttore che vuole sottomettere i cantanti e non permettere loro di brillare. Ma Verdi non scriveva per far brillare il tenore o il soprano: scriveva unicamente perche' voleva esprimere attraverso le loro voci i suoi sentimenti.


Alla fine della mia vita credo che questa sara' una lotta persa, pero' sono contento di averla condotta, perche' nel mio concetto di orgoglio di essere italiano, e nel credere in quest'Italia, ho sempre pensato che la nostra produzione operistica non sia inferiore a quella di Mozart i di Wagner, il cui ascolto viene fatto con estremo e sacerdotale ossequio e riverenza: nessuno oserebbe cambiare le loro pagine.


I tedeschi, peraltro, ci hanno spesso accusato di essere in musica il popolo dello zumpappa'. Ma io ripeto sempre che i cosidetti accompagnamenti verdiani non sono "accompagnamenti", bensi' note, che attraverso una plsazione ritmica, devono creare attorno alla voce l'evocazione di una situazione drammatica interiore.


Non si puo' consederare solo la voce il veicolo dell'espressivita', e sotto, fare una psecie di ristico accompagnamento. Tuttavia e' cosi' che spesso viene eseguita l'opera italiana. Mi capita alle volte di leggere nelle critiche frasi come: "Il direttore ha cercato di nobilitare la partitura verdiana". Ma l'Attila, per fare un esempio, ha forse bisogno di essere nobiliato? Attila e' opera nobile! Io non conosco una sola battuta di Verdi in cui ci sia un elemento di volgarita' (a meno che non sia intenzionale).


Quindi non e' che uno nobilita cio' che prima non era nobile: e' che prima era eseguito in maniera ignobile.
Questa e' una battaglia che continuero' a fare."

Riccardo Muti "VERDI, l'italiano. Ovvero, in musica, le nostre radici" a cura di Armando Torno, casa editrice Rizzoli, 2012, p. 44-46)


Link | Leave a comment |

Comments {6}

Лена Тимофеева

(no subject)

from: vivodappertutto
date: Feb. 6th, 2016 04:52 am (UTC)
Link

Хороший перевод, Марина.

Reply | Thread

amoit

(no subject)

from: amoit
date: Feb. 6th, 2016 09:59 am (UTC)
Link

Ой, Лена, приятно и неожиданно увидеть тебя снова в ЖЖ!
Спасибо тебе за отзыв! Мне очень приятно!

Reply | Parent | Thread

Надя

(no subject)

from: dina2304
date: Feb. 6th, 2016 04:54 pm (UTC)
Link

"ноты которые посредством ритмической вибрации должны создать вокруг голоса магию внутренней драматической ситуации". Вот как он сформулировал. Надо бы запомнить. Сколько раз я про это ум-ца-ца в раннем Верди слышала ругательного....

Reply | Thread

amoit

(no subject)

from: amoit
date: Feb. 6th, 2016 05:10 pm (UTC)
Link

От кого? От противников Верди и критиков?

Reply | Parent | Thread

Надя

(no subject)

from: dina2304
date: Feb. 6th, 2016 05:11 pm (UTC)
Link

Да, и прямо во френд-ленте;)

Reply | Parent | Thread

amoit

(no subject)

from: amoit
date: Feb. 6th, 2016 05:17 pm (UTC)
Link

Точно :-) Буквально недавно что-то было на эту тему ;-)

Как я понимаю, Мути всю жизнь изучал подробно музыку Верди, его письма и все, что связано с его жизнью. А поскольку для него это важный и, может быть, больной вопрос, то и родились его лекции и книга, целиком и полностью посвященная Верди и его творчеству. Думаю, что это здорово и, возможно, усилия Мути по "разъяснению" Верди не напрасны и противники проникнутся этим вопросом и иначе посмотрят на творчество композитора.

Reply | Parent | Thread