?

Log in

No account? Create an account

Leggiamo Riccardo Muti / читаем Риккардо Мути

« previous entry | next entry »
Jan. 24th, 2016 | 05:14 pm

verdiMuti.jpg

"С другой стороны, равно как в музее директор имеет обязательство показывать посетителям вверенное ему достояние, тоже самое относится и к музыке. Кто мне дал право не исполнять отдельные партии? Помню случай связанный с постановкой "Травиаты". Тогда, помимо привычных, я исполнил и некоторые неизвестные кабалетты. Например, кабалетту "No, non udrai rimproveri, copriam d'oblio il passato...", в восьмой сцене, после арии Жермона Di Provenza il mar, il suol. И один из журналистов тогда упрекнул меня, подчеркивая, что там, где в партитуре указано "da capo" я дважды проиграл одну и туже кабалетту с некоторыми вариациями и украшениями. Меня это оскорбило: с какой стати мне вменяют в вину то, что я сыграл именно так как написано у Верди? А все потому что, я должен был бы, как это делается и по сей день, "выкинуть" одну из кабалетт, потому что она не столько красива? На самом деле, она вовсе не некрасива, но становится таковой, если исполняется в вульгарной манере.


Помимо "выбрасывания" частей произведения, которые считают менее красивыми, есть еще и другая очень популярная уловка, достаточно безобразная - понижение тональностей для того, чтобы суметь взять, так называемую, высокую финальную ноту (в общем-то, отсутствующую у композитора), выдавая, таким образом, желаемое за действительное.


Например, "Di quella pira", в Трубадуре написанная в До мажоре, очень часто поется в Си мажоре : на пол тона ниже или, еще чаще, в Си бемоль мажоре, то есть на тон ниже. И все это по причине того, что тенор хочет спеть ту пресловутую высокую ноту, которая должна длиться полчаса. Однако Верди придавал огромное значение взаимосвязи тональностей: нельзя менять почерк целой кабалетты лишь потому, что хочется завершить ее на высокой ноте. Это преступление."

-------------------------------------------------------------------------------

"D'altra parte, come in un museo il direttore ha l'obbligo di mostrare al pubblico l'intero suo patrimonio, lo stesso vale per la musica. Chi  mi autorizza a non eseguire alcune parti? Ricordo che, quando feci La traviata ed eseguii alcune cabalette sconosciute al piu', - per esempio, nella scena ottava, dopo l'aria di Germont Di Provenza il mar, il suol, la cabaletta "No, non udrai rimproveri, copriam d'oblio il passato..." -, un giornalista mi rimprovero', sottolineando inoltre che, laddove la partitura indicava il da capo, avevo persino fatto cantare due volte la stessa cabaletta, con qualche variazione e abbellimento. Io rimasi molto offeso: perche' accusarmi di aver portato in scena cio' che Verdi aveva scritto? Perche' io dovrei, come ancora oggi si fa, abolire una cabaletta in quanto brutta?In realta' non e' brutta: lo e' se viene eseguita in una maniera volgare.


Oltre ad abolire determinate parti ritenute meno belle, un altro "trucco" spesso in voga, abbastanza infame, e' quello di abbassare le tonalita' per preservare il cosidetto acuto finale (in genere neanche voluto dall'autore). Come si usa dire: " Fessi e contenti".


Per esempio, "Di quella pira", nel Trovatore, scritta Do maggiore, molto spesso si fa in Si maggiore: mezzo tono sotto o, ancora piu' spresso, in Si bemolle maggiore, cioe' un tono sotto. Questo perche' alla fine il tenore vuol fare quel famigerato acuto che deve durare mezz'ora. Pero' Verdi teneva molto ai rapporti fra le tonalita': non si puo' cambiare il color di un'intera cabaletta solo perche' si vuole cantare un acuto. E' un delitto."


(Riccardo Muti "VERDI, l'italiano. Ovvero, in musica, le nostre radici" a cura di Armando Torno, casa editrice Rizzoli, 2012, p. 37-38)

Link | Leave a comment |

Comments {13}

cotilina

(no subject)

from: cotilina
date: Jan. 24th, 2016 04:26 pm (UTC)
Link

"тенор хочет спеть ту пресловутую высокую ноту, которая должна длиться полчаса".+1000000000000

Reply | Thread

amoit

(no subject)

from: amoit
date: Jan. 24th, 2016 04:36 pm (UTC)
Link

Аххха ;-) А ведь, прав! ;-)

Не успела прицепить видео :-) Все меня отвлекают :-) Не могу выбрать между Тезье, Хэмпсоном, Нуччи, Каппуччилли ….

Reply | Parent | Thread

cotilina

(no subject)

from: cotilina
date: Jan. 24th, 2016 04:38 pm (UTC)
Link

Корелли;-)

Reply | Parent | Thread

amoit

(no subject)

from: amoit
date: Jan. 24th, 2016 04:45 pm (UTC)
Link

о! до него еще не дошла :-)

Reply | Parent | Thread

cotilina

ah guarda, sorella;-)

from: cotilina
date: Jan. 24th, 2016 04:49 pm (UTC)
Link

Reply | Parent | Thread

amoit

Re: ah guarda, sorella;-)

from: amoit
date: Jan. 24th, 2016 05:28 pm (UTC)
Link

О! Спасибо!!!

Я искала Di Provenza il mar il suol. Так пока и не выбрала в чьем исполнении "повесить".

Reply | Parent | Thread

cotilina

Re: ah guarda, sorella;-)

from: cotilina
date: Jan. 24th, 2016 05:28 pm (UTC)
Link

Аааа, понятно, а то в тексте про Троваторе)

Reply | Parent | Thread

amoit

Re: ah guarda, sorella;-)

from: amoit
date: Jan. 24th, 2016 05:36 pm (UTC)
Link

Я подумала, что про Троваторе уже было и можно разбавить Травиатой :-)

Но тебе спасибище!!! В тему и красиво!

Reply | Parent | Thread

cotilina

Re: ah guarda, sorella;-)

from: cotilina
date: Jan. 24th, 2016 05:39 pm (UTC)
Link

Да не за што) А ты прям вот эту кабалетту ищешь?

Reply | Parent | Thread

amoit

Re: ah guarda, sorella;-)

from: amoit
date: Jan. 24th, 2016 05:42 pm (UTC)
Link

Думала ее, коль она у Мути упоминается, но теперь даже и не знаю, чего я именно к ней привязалась. Не могу найти ничего, что мне нравится. Все исполнения какие-то не идеальные. У одного одно, у другого другое не нравится.

Edited at 2016-01-24 05:42 pm (UTC)

Reply | Parent | Thread

cotilina

Re: ah guarda, sorella;-)

from: cotilina
date: Jan. 24th, 2016 05:43 pm (UTC)
Link

вот так всегда и бывает, да.

Reply | Parent | Thread

dolchev

(no subject)

from: dolchev
date: Jan. 24th, 2016 05:57 pm (UTC)
Link

Прав. Своеволие теноров, готовых уходить за ради блеска высокой ноты, не написанной Верди, петь Стретту на тон ниже это довольно таки давний произвол. Традиция эта существует задолго до Мути. Публика к этому привыкла и ждет тенорового верха. В том знаменитом скаловском Il trovatore в пост. Хуго Де Ана п/у Мути, где Личитра пел в правильной тональности и при этом в финале не взял никакой высокой ноты, а просто спел два куплета, как написано у Верди, и успеха особого не имел. :-) А Мути - "Браво Маэстро" и ничего другого. И какой тенор согласится выполнять роль мальчика для битья... Поэтому хоть какая-нибудь, но высокая нота.:-)

Хотелось бы, чтобы Мути набрался храбрости на старости лет и прилюдно не жаловался на теноров, а сделал бы заявление по поводу исполнения Доминго баритоновых партий. Вот этот вот произвол, как он к нему относится и в какой тональности там-то исполняется... А ведь это лиха беда начала. И никто за несчастного Верди не заступится. А потому, что г-н Мути в Дойче Граммофон и кто там карты раздает, отлично знает. Поэтому и Нетребко вдруг стала замечательной певицей и он готов ей аккомпанировать на рояле и Сифон хелден-тенор и лучший Отелло.

Ориентироваться на мнение людей от искусства нельзя никогда, как бы они не были профессиональны, они все зависимые.

Reply | Parent | Thread

amoit

(no subject)

from: amoit
date: Jan. 24th, 2016 06:35 pm (UTC)
Link

Произвол с несуществующими у Верди нотами, и правда, давний. Про него много пишет и Тосканини :-(

В том-то и беда, что уже никто не помнит, а иные и вовсе не знают, что там на самом деле у Верди в нотах написано.

Ориентироваться-то, наверное можно, а иначе, на чьи мнения ориентироваться? :-) Вот именно, что ориентироваться, но не следовать им слепо. Просто, хорошо бы и самому владеть, как можно бОльшим количеством информации на заданную тему и уже делать из этого выводы.

Так и Нетребко, вроде бы, тоже в Граммофоне ? :-) Мути, на старости лет, решил поступиться своей принципиальностью. Зачем только? Кто знает.. Но чести ему это не делает, в наших глазах ;-)

А по поводу заявлений в отношении Доминго… вряд ли на это вообще можно надеяться (по множеству причин).

Edited at 2016-01-25 09:23 am (UTC)

Reply | Parent | Thread